международный журнал о дизайне
Welcome to Design, welcome Home
/934/ 999 99 47
_MG_6338

Храм науки

Дизайнер Мед Алиев создал безупречный интерьер для нового кабинета ректора Московского государственного университета Виктора Антоновича Садовничего. Выдающийся дизайнер рассказал об идеях и традициях, сформировавших консервативный образ этого помещения. «Новый кабинет ректора МГУ расположен в здании Фундаментальной библиотеки, построенном в 2005 году на Ломоносовском проспекте. Это современное здание в тяжеловесной стилистике поздней лужковской эпохи. Внешний облик и интерьеры выглядят дорого, солидно и практично, но в них слабо прослеживалась связь с Главным зданием МГУ, построенным в 1953 году по проекту Бориса Иофана. Проектирование помещений ректората на девятом-десятом этажах тогда велось под особым контролем Лаврентия Берии. Глава МГБ, курировавший программу высотного строительства, в молодости учился на архитектора и, безусловно, обладал хорошим вкусом. Его участие в проектировании помещений ректората породило множество легенд. Якобы в кабинете ректора стоят яшмовые колонны из взорванного храма Христа Спасителя, а деревянные отделочные панели были вывезены из берлинского Рейхстага. Все это, конечно, неправда, но интерьер там образцовый, именно так должно выглядеть рабочее пространство руководителя одного из лучших вузов мира. За 60 лет кабинет ректора морально устарел, материалы и мебель обветшали, несмотря на многочисленные ремонты. Кроме того, вуз постоянно расширяется, в связи с чем возникла необходимость создать новые помещения ректората в здании Фундаментальной библиотеки. Мне поручили оформить сам кабинет, столовую и конференц-зал. Я стремился воссоздать здесь дух и стиль старого ректората в Главном здании, но с учетом современных представлений о представительности и комфорте. Словом, я попытался представить, какое помещение понравилось бы Лаврентию Берии, если бы он жил в наше время. К сожалению, проектировщикам нового здания очень далеко до уровня архитектора Бориса Иофана, поэтому мне достались помещения с низкими потолками и довольно несуразными пропорциями. Чтобы визуально приподнять потолок, я использовал большие фальшокна с подсветкой в обрамлении резных рам. Массивная мебель из дуба и карельской березы стилизована под пятидесятые. Панели тех же пород дерева использованы в отделке стен и библиотеки. Минимум аксессуаров – лишь строгие массивные лампы на столе. К кабинету примыкают приемная с подсвеченной стеклянной стойкой секретаря, а также зал заседаний Высшего ученого совета МГУ и конференц-зал на 120 мест. Это очень утилитарные заведения с однотонными стенами пепельного оттенка. Каждое кресло оборудовано мультимедийный дисплеем и интеркомом. Это ультрасовременный минималистический интерьер, в котором царит серьезная рабочая атмосфера. Декоративные элементы здесь были бы излишни, и противоречили бы общей логике интерьера и назначению помещений. Я использовал здесь единственный художественный прием: стены залов украшают объемные 3D панели с изображениями корешков книг. Это определенная условность, некий социально-философский маркер. Как в древнегреческом театре море обозначалось надписью на декорациях, так эти книжные полки относят это строгое прагматичное помещение к миру науки. Я считаю, что в кабинете серьезного руководителя нет места избыточной декоративности, пафосу и китчу. Я давно знаком с Виктором Антоновичем, у нас с ним довольно схожие вкусы и представления. Мне удалось сделать для него рабочее пространство, исполненное достоинства и хорошего вкуса. Причем я уверен, что оно будет служить Виктору Антоновичу и его преемникам еще много десятилетий».

09.11.2015
На близкую тему
Подбросить наверх