международный журнал о дизайне
Welcome to Design, welcome Home
/934/ 999 99 47
ГлавнаяНомер Ай Вэйвэй – буревестник революции
Скачать журнал на ipad, планшет, телефон:
 

Ай Вэйвэй – буревестник революции

Художник Ай-ВэйвэйСтараниями китайских властей, преследующих художника-диссидента Ая Вэйвэя, имя его прогремело на весь мир. Он руководил успешным дизайн-бюро, которому руководство страны поручило спроектировать стадион «Птичье гнездо» к пекинской Олимпиаде 2008 года. И вдруг обласканный и востребованный творец превратился в одного из самых непримиримых критиков режима, за что подвергся репрессиям.

Стадион «Птичье гнездо»

Стадион «Птичье гнездо» – самое известное творение Ая Вэйвэя, которое должно было стать символом обновленного Китая, открытого миру. Этот проект ярко демонстрирует творческий метод художника: первое впечатление – это куча металлических прутьев, в спешке беспорядочно сброшенных в одном месте. Однако внешняя простота и хаотичность заставляет работать воображение наблюдателя. Радикальное новаторство в сочетании с естественностью производит неизгладимое впечатление. Почти такое же по силе воздействия, как высказывание Ая по поводу проведения самих Олимпийских игр: «Только глубоко ущербное правительство станет поднимать дух народа с помощью дорогостоящих зрелищ, в то время как в стране царит коррупция и ежедневно нарушаются права человека». Понятно, что после таких слов Ай Вэйвэй не получил приглашения на открытие Олимпиады, также как и гонорара за свой всемирно известный проект…

Стадион Птичье гнездo
Стадион «Птичье гнездо»

«Птичье гнездо» – всего лишь одна из многочисленных и бесконечно талантливых работ художника. Скульптуры и инсталляции мастера отличаются потрясающей зрелищностью и безупречным технически исполнением. Произведения Ая – богатое пиршество для глаз и воображения, к тому же их визуальная мощь всегда сопровождается острыми политическими комментариями. Многие обвиняют его в гигантомании и в театральности, но архитектор считает, что он имеет право добиваться правды жизни «очень громко». Темы его произведений часто настолько болезненно-актуальны, что многие почитатели таланта, и в том числе соотечественники, стремятся помочь ему «сделать звук погромче», добиваясь резонанса в обществе, хотя такие вмешательства и грозят серьезными конфликтами с властью.

Проект «Имена Сычуаньского землетрясения»

Примером подобной акции является проект «Имена Сычуаньского землетрясения», в ходе которого волонтерами был составлен и опубликован на страницах блога Ая Вэйвэя полный список школьников, расставшихся с жизнью во время землетрясения. По мнению художника, истинные цифры погибших должны были указать чиновникам на разграбления бюджетных средств, которые могли бы пойти на ремонт школ, что в свою очередь существенно уменьшило бы количество жертв. В итоге блог Ая Future Generation Art Prize был заблокирован, сам художник избит неизвестными в гостиничном номере, а большинство активистов арестованы под разными предлогами, не связанными с акцией. Откликом на действия китайских властей со стороны Вэйвэя стала «Змея», составленная из 10 000 детских рюкзаков и выставленная впервые в Haines Gallery в Сан-Франциско в 2008 году. Она стала мощным, страшным и символичным памятником всем жертвам землетрясения и горьким напоминанием о том, что правда все равно станет публичным достоянием.

Работы Ая Вэйвэя

В работах художника преобладают простые, повседневные вещи. Удивительно, но, будучи созданными его руками, они «звучат» громче всех лозунгов. Так, на выставке в Сан-Франциско можно было увидеть точные копии цветастых повседневных платьев юных китаянок, сделанные из фарфора. Автор превратил дешевое платье в вожделенный объект для коллекционеров, рассказав без слов о миллионах безымянных китайцев, которые постоянно несут на себе бремя политических экспериментов.

Золотая мухобойка
Золотая мухобойка

Волна
Волна

Семечки подсолнуха
Семечки подсолнуха

Двуногий стол
Двуногий стол

Переживания Ая Вейвея за судьбу родного народа звучит и в инсталляции «Семечки подсолнуха». Композиция представляет собой рассыпанные на полу выставочного зала семечки. Даже вблизи семечки сильно напоминают настоящие, но на самом деле изготовлены они вручную из фарфора в городе Цзиндэчжэнь. В процессе их изготовления участвовало более 1600 человек, а общий вес 100 млн «семян» составил 150 тонн. По словам автора, композиция символизирует образ Китая как страны с неисчерпаемым потенциалом дешевой рабочей силы и страны-символа многочисленных подделок, внешне не отличающихся от оригиналов.

Античная ваза
Античная ваза

100 кг фарфоровых семечек были выставлены на аукционе Sotheby’s, после жарких торгов за них было выручено 5 638 000 долларов. Непочтительное, а иногда и варварское обращение архитектора с предметами старины баснословной цены вынуждает задуматься о том, что же представляет истинную ценность в нашем мире? Старинные гончарные изделия или современный популярный напиток, 2000-летняя ханская ваза или ее обломки, символизирующие хрупкость прошлого… Для того чтобы побудить ценителя искусства задуматься о вечном, Ай всего лишь нанес логотип «Кока-колы» на старинную вазу… В искусстве Ая Вэйвэя много насмешки и вызова, направленного не только в адрес политической элиты родной страны. В 90-х годах ХХ века им была сделана серия провокационных фотографий: жена автора в нижнем белье на фоне площади Тяньаньмэнь (там в это время происходил разгон демократических демонстрантов), средний палец самого автора на фоне Эйфелевой башни, полотна «Мона Лиза», Белого дома.

Непростые отношения с властями

Ай Вэйвэй
Ай Вэйвэй

Естественно, такие выходки не остаются без внимания со стороны национальных элит. С 2009 года художник периодически подвергается репрессиям – как в родном государстве, так и в некоторых европейских державах. Так, после съемок документального фильма о китайском общественном деятеле Фэн Чженьгу знаменитый художник был помещен под домашний арест, а в октябре 2010 года он не смог посетить Киев и церемонию вручения Future Generation Art Prize, на которой должен был быть членом жюри. В 2011 году местные власти сровняли с землей пекинскую мастерскую художника, кроме этого была отменена первая ретроспектива в родном Китае. Некоторые выставочные центры не желают работать с ним, так как опасаются конфликта с властями. Последнее событие в жизни художника – а именно его арест 3 апреля 2011 года в аэропорту города Пекина – сделало его главным действующим лицом новостных программ всего мира.

Ай был задержан в Пекинском аэропорту 3 апреля. Власти оповестили 6 апреля, что полиция расследует дело Ая по подозрению в экономических преступлениях. 22 июня его выпустили под залог после того, как он подписал заявление, указывающее, что он был виновен в уклонении от налогов и готов оплатить их, хоть и с опозданием. Ай в интервью Global Times сообщил, что подписал документ, но вину свою не признает, так как никаких доказательств ему не было представлено. «Я – художественный руководитель компании и действительно не обращаю внимания на его финансовое положение», – заявил он.

Дело приобрело международный размах, и 17 апреля 2011 года в поддержку арестованного была организована всемирная акция «1001 стул для Ая Вэйвэя». Суть акции заключалась в том, чтобы обратить внимание властей и общественности на незаконный арест и репрессии в отношении художника. В итоге 22 июня 2011 года Ай был освобожден как признавший свою вину. Первое, что сделал революционный китайский художник, вернувшись в свой дом, расположенный в Пекине в районе Caochangdi, – ремонт. «Я перекрасил стены и потолки и купил немного новой мебели, чтобы взгляд радовался обновленной картине», – сказал Ай в первом после освобождения интервью. Выглядел он, по словам корреспондента, постройневшим и по-домашнему мягким, рассказывая о том, как много времени проводит с сыном и гуляет в своем районе, где живет довольно много художников. «Чувство своего дома – просто прекрасно», – сказал Ай, и ни у кого нет сомнений в его искренности. Его домашняя мягкость не помешала ему остаться «политически» очень злым. Впрочем, революции в том виде, в каком она была когда-то в России, Ай Вэйвэй не хочет: «Свержение режима через радикальную революцию не является способом решить проблемы Китая. Самое важное – добиться построения демократичной политической системы». текст Наталья Иванова

21.09.2011
На близкую тему
Подбросить наверх