международный журнал о дизайне
Welcome to Design, welcome Home
/495/ 684 90 02
ГлавнаяНомер Классика жанра. Экскурс в историю стиля от архитектора, основателя бюро Lifeforms Дениса Барсукова
Скачать журнал на ipad, планшет, телефон:
 

Классика жанра. Экскурс в историю стиля от архитектора, основателя бюро Lifeforms Дениса Барсукова

Соглаcно традиционному взгляду на прогреcc, cегодня мы более развиты, чем вчера, завтра же будем еще более развиты, чем cегодня. С другой cтороны, еcть явления, к которым человечеcтво, неcмотря на вcе cвои доcтижения, вcякий раз возвращаетcя cнова и снова. К ним, безусловно, можно отнести классическую архитектуру. Под классической сегодня понимается такая архитектура, которая восходит корнями к древнегреческим и римским образцам. Например, широко известен трактат Витрувия «Десять книг об  архитектуре», написанный в I веке до н. э. Это довольно подробное описание технологий строительства и типологий зданий, имевшихся на тот момент. Марк Поллион Витрувий был по профессии военным инженером и архитеrтором по призванию. Он очень подробно описал ордерную систему, которая использовалась в греческих и римских храмах и применяется в архитектуре по сей день. Его трактат — это одно из самых влиятельных за всю историю произведений об архитектуре вообще и о классической архитектуре в частности, несмотря на некоторые пассажи, совершенно странные для современного человека. Витрувианская триада «польза, прочность, красота» на долгие века определила архитектурную парадигму. Приемы и символы, используемые в классической архитектуре, восходят корнями к древней и не всегда гуманистической традиции. Например, интересно происхождение фигур, поддерживающих кровлю, то есть атлантов и кариатид: «Пелопонесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями — персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам. И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замуж- них женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, поплатились за преступления своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев». Ордерная система, происходящая изначально из стоечно балочной системы деревянных зданий, использовалась в Древней Греции и Древнем Египте. В камне ордер раз- вился как система в древнегреческой архитектуре. Греки  использовали три типа ордера — дорический, ионический  и коринфский, позднее римляне добавили к ним тосканский и композитный. Дорический ордер традиционно ассоциировался с мужским началом, ионическийс женским, а коринфский, по словам Витрувия, «подражает девичьей стройности». Со временем рост людей менялся, например, за последние 200 лет его средний показатель увеличился примерно на 10 сантиметров. Если судить по современной архитектуре, использующей классические при- емы, то менялись и пропорции.Одним из самых известных произведений классической архитектуры является афинский Парфенон. Храм в честь богини — покровительницы города, расположенный на афинском Акрополе (построен за 400 лет до Витрувия архитектором Калликратом по проекту Иктина), содержит в себе множество приемов, связанных с особенностями человеческого визуального восприятия. Например, угловые колонны толще средних и наклонены к середине, а средние к углам, и все они имеют энтазис (утонение). Таким образом достигается эффект цельного восприятия, и все линии Парфенона кажутся прямоугольными, хотя таковыми не являются. Парфенон — великолепный пример использования ордера и стоечно-балочной системы. После заката греческой цивилизации классическая архитектура получила новое развитие в Римской империи. Ордерная система стала при- меняться не только в храмовых комплексах, но и в светских, утилитарных зданиях, таких как термы и акведуки. Важным отличием от греческой архитектуры стало использование новых строительных материалов: кирпича и бетона. Римская цивилизация оставила нам такие памятники, как Колизей и Пантеон — древнейшие сооружения, возведенные с использованием бетона. Пантеон, или «храм всех богов», был построен во II веке н. э., во времена правления императора Адриана. В основе композиции храма — купол диаметром 43 метра, опирающийся на стены ротонды. Ее диаметр равен общей высоте, так что купол является полусферой, и если виртуально продлить его, то во внутреннее пространство Пантеона будет вписан шар. Солнечные лучи, проходящие через отверстие, создают эффект светового столба, свет становится плотным, вещественным. Это одно из самых ярких впечатлений от использования света в архитектуре. Другой известный памятник Рима — Колизей, или амфитеатр Флавиев. Построенный в I веке н. э. императорами из династии Флавиев, Колизей вмещал 50 тысяч человек и представ- лял собой самый большой амфитеатр античного мира. Примечательна политическая составляющая выбора места его строительства: на месте искусственного озера, относящегося к «золотому дому» императора Нерона. Таким образом, земля,принадлежавшая Нерону, возвращалась народу Рима. Эллипс амфитеатра сформирован арочносводчатыми конструкциями, а ордерная система в Колизее используется уже в декоративных, а неконструктивных целях и служит для выявления границы уровней. Колизей — громадное даже по сегодняшним меркам сооружение, считавшееся современниками одним из семи чудес света. После падения Римской империи в V веке н.э.и начала широкого распространения христианства приемы классической греческой и римской архитектуры варваризируются. В XI веке появляется романский стиль, затем готический (XIII–XV в.). Новое воплощение классическая архитектура получает в эпоху Ренессанса. Трактат Витрувия, обобщивший опыт греческой и римской архитектуры, становится бестселлером. Лучшие архитектурные произведения эпохи Ренессанса базируются на классических принципах, берущих начало в античности, несмотря на то, что использование классических элементов и принципов античной архитектуры (и в частности ордерной системы архитекторами Ренессанса) имеет свои особенности и отличия от того, как использовали эти принципы греки и римляне: прагматизм пришел на смену глубокой сакральной символике,основанной на закономерностях человеческой анатомии и восприятия. Говоря о классической архитектуре эпохи Возрождения, нельзя не упомянуть о двух ее наиболее влиятельных представителях — Леоне Баттисте Альберти и Андреа ди Пьетро Палладио. Леон Баттиста Альберти жил в XV веке. Ученый, гуманист и архитектор, он известен как автор первого со времен Витрувия архитектурного трактата с оригинальным названием «Десять книг о зодчестве». Книга написана на латыни и являла собой современную энциклопедию зодчества. Альберти был советником папы Николая V, задумывавшего перестройку Ватикана, и автором многочисленных архитектурных проектов; среди самых известных можно назвать палаццо Ручеллаи и фасады базилики Санта-Мария-Новелла во Флоренции.Андреа Палладио, живший в XVI веке, наверное, один из наиболее влиятельных архитектороввсех времен и народов, основатель палладианства и классицизма. Андреа ди Пьетро делла Гондола после обучения в мастерской каменщика взял себе псевдоним Палладио, связанный с древнегреческой богиней Афиной Палладой. Под этим именем он вступает в гильдию каменщиков, получает гуманитарное образование и сближается с гуманистом Джанджорджо Триссино, который становится его покровителем, а затем и первым заказчиком. Палладио пишет свой трактат «Четыре книги об архитектуре», иллюстрируя его собственными проектами. Палладио — автор многочисленных городских дворцов и загородных вилл, ставших примером для большинства поколений архитекторов. Для его работ характерна связь с окружающим ландшафтом, строгие, математически выверенные, пропорции, применение принципов золотого сечения и симметрии. Одной из самых известных построек Палладио является вилла Ротонда, расположенная на холме в окрестностях Виченцы. Она построена в форме античного храма и даже предполагала отверстие в куполе, подобное куполу Пантеона. Вилла Ротонда стала образчиком для многих построек по всему миру. В XVI-XVIII веках в Европе господствует стиль барокко, хотя и основанный на итальянском Ренессансе, но характеризующийся тяготением к усложнению форм и парадности. Затем появляется рококо,еще более манерная и вычурная версия барокко с его рокайльными орнаментами и пышным декором. Классические традиции эпохи Ренессанса в Италии получили продолжение во Франции. Одной из влиятельнейших фигур в архитектуре Франции XVIII века был архитектор и преподаватель,основатель школы искусств (École de Arts) ШарльБлондель. Из его школы вышли такие архитекторы, как Этьен-Луи Булле, Клод-Никола Леду и многие другие. Для Блонделя важным было единство формы и функции здания. Он оказал большое влияние на архитекторов эпохи классицизма, наступившей вслед за барокко и рококо. Концепцией классицизма, основанной на философии рационализма,было использование приемов и форм классической архитектуры с наполнением их новым содержанием. Технический и социальный прогресс добавил большое количество новых функций и типологий зданий, отсутствовавших в Древнем мире и в эпоху Ренессанса. Иллюстрацией архитектуры классицизма можно считать королевские солеварни Арк-э- Сенан, расположенные неподалеку от французского города Безансона. Солеварни и задуманный на их базе идеальный город Шо — это пример комплекс- ной промышленной застройки, основанной как на прагматических принципах производства, так и на гуманитарных традициях Франции того времени. Вслед за классицизмом в европейской архитектуре появляются эклектика, модерн и, наконец, в конце XIX — начале XX века — неоклассицизм. Обращение к античной архитектуре, архитектуре Ренессанса и классицизма продолжается и по сей день. В Великобритании работают такие архитекторы, как Куинлан Терри и Леон Крие, в России — Михаил Филиппов и Максим Атаянц. Так что классическая традиция жива, и есть все основания ожидать новой волны интереса к античному наследию более чем двухтысячелетней давности.

10.05.2016
На близкую тему
Подбросить наверх