международный журнал о дизайне
Welcome to Design, welcome Home
/934/ 999 99 47
ГлавнаяНомер Александр Рукавишников: «Настоящее искусство нашу публику часто пугает»
Скачать журнал на ipad, планшет, телефон:
 
140530-8

Александр Рукавишников: «Настоящее искусство нашу публику часто пугает»

Народный художник РФ, действительный член Российской Академии Художеств, профессор Александр Иулианович Рукавишников рассказал «Д&И»  о своем проекте арткафе «рукав», о моде на художников и о том, что он думает об отечественном дизайне.

Несколько лет назад открылось арт-кафе «Рукав», дизайн которого сделан по вашему проекту.  Какова основная идея этого интерьера?
При создании интерьера «Рукава» я имел в виду несколько моментов. Во-первых, нестандартное мышление, на грани раздражения – в оформлении использованы необработанные доски, которые мне привезли, разобрав сарай, правда, потом пришлось построить новый. А также ржавый металл, какие-то заклепки, при этом я пытался доказать, что уют часто складывается не из тех компонентов, которые обычно приняты у нас. Бываю в гостях у богатых людей, в шикарных интерьерах, где по отдельности все предметы вроде бы ничего, мебель и аксессуары очень дорогие, правда, неоднозначные по вкусу. Но в итоге там неприятно находиться. Кажется, что эти помещения непригодны для жизни. Потолки 15 м высотой, сверкающие люстры, которые нужно постоянно мыть, прозрачные лифты и полы, кругом зеркала, в которых все время отражаешься. Как будто это какие-то декорации, то ли из фильма «Солярис», то ли из царства Снежной королевы. И еще в «Рукаве» мне хотелось создать ощущение скульптурной мастерской с ее беспринципным содержимым, несочетаемыми и странными предметами. Немного «Монмартр-маразм». Поэтому под потолком там висит настоящий катер и есть много других необычных штук. Кое-где выставлены произведения нашей династии, друзей и учеников. Кстати, твоих скульптур не хватает, привози, поставим где-нибудь. За стеклянной стеной находится учебный класс школы скульптуры, в котором художники рисуют и лепят обнаженных натурщиц и натурщиков. В интерьере, я считаю, может быть все, если сделано красиво. И конечно, я постарался создать приемлемые условия для того, чтобы произведения искусства, находящиеся там, хорошо воспринимались. Меня многие спрашивали: «Неужели ты свои скульптуры и работы отца и деда выставишь в ресторане?»  А я считаю, что это очень хорошо, особенно в современном мире. «Рукав» стал популярным местом, ведь часто люди мечтают побывать в студии художника. В Риме, в здании мастерской скульптора Антонио Кановы, теперь находится кафе. Домик ветхий, но интерьер XVIII – начала XIX века сохранился, в нем по-прежнему находятся гипсовые статуи, портреты и рельефы.


А что вы думаете о месте произведений искусства в современном интерьере?
Сейчас в основном покупают работы художников, подходящие для украшения интерьера. Мода на них все время меняется, минимализм сменяется максимализмом. Настоящее искусство нашу публику часто пугает. В западных странах в интерьерах можно видеть шедевры любых времен, а на востоке, я заметил, людей иногда намеренно пугают шокирующими произведениями и тем самым привлекают внимание.


Собираетесь ли вы продолжить работу по дизайну интерьеров?
Теоретически мне было бы интересно позаниматься интерьером, ювелиркой, мебелью и посудой. И я все время что-то делаю в этом направлении – рисую эскизы, записываю идеи. Так постепенно сложился интерьер моей мастерской в Москве, но специально я им не занимался. Не заморачиваюсь по поводу стоимости материалов. Например, у меня на даче, на стене внутри помещения и на крыше, обычное старое, волнистое кровельное железо, но я его не меняю принципиально, мне оно нравится, и я люблю слушать шум дождя, стучащего по крыше, в этом есть романтика и особое ощущение уюта в доме, когда непогода. Друзья часто просят меня посоветовать с дизайном в домах. Сейчас стали спрашивать и о садах. Набирает мощь ландшафтный дизайн. Приходится повторять как мантру одно и то же: не нужно делать альпийские горки или покупать гномов и другие предметы у обочины дороги. Лучше, когда на фоне зеленой травы стоит одна каменная или металлическая скульптура. Это сразу показывает особый статус и недюжинные способности и культуру хозяина.


А что вы думаете о дизайне в России? Что нравится и что, напротив, смущает?
На мой взгляд, сейчас появилось много замечательных, даже шикарных интерьеров, в том числе ресторанов и кафе. Но часто люди слишком акцентируют внимание на том, что принято и не принято. По-моему, не стоит зацикливаться на общепринятых вещах, нужно больше включать непредсказуемость. Часто прихожу в ужас от количества предметов в частных интерьерах: вазочки, фотографии, безделушки, сувениры, на окнах ламбрекены, как из советской столовой 1960-70-х годов, нелепые сочетания цветов. Типа бордовый, розовый и коричневый, у них это считается теплыми тонами. Вазоны и арки в оформлении подъездов напоминают кладбищенские. Нужно развиваться эстетически, знакомиться с архитектурой и культурой разных стран и разных времен, ориентироваться на лучшие мировые образцы. Например, Голландия – это рай для дизайнера интерьеров, там продается очень много антиквариата. Для «Рукава» я купил там все необходимое за три дня. А одна моя знакомая для своей голландской квартиры заказывает через Москву новую мебель в Италии… Многие все еще руководствуются ошибочными стереотипами. Например, друзья приобрели замок в Бельгии, там было много старинных, переживших века, вещей: лавки, лестницы, оконные рамы, но они все это сломали и сделали новое. Вместо того, чтобы обладать уникальной стариной, ее уничтожили. Чего не хватает, так это культуры, чтобы ценить подлинность. А в Европе даже предметы 1950-60-х годов сохраняют – понимают, что со временем они тоже станут антиквариатом. Важно, чтобы наши люди, и особенно подрастающее поколение, научились отличать настоящее искусство от псевдо и подделок.

Вопросы: Ольга Марьяновская  |  Фото: архив пресс-служб

23.07.2017
На близкую тему
Подбросить наверх