международный журнал о дизайне
Welcome to Design, welcome Home
/934/ 999 99 47
ГлавнаяНомер Центр притяжения
Скачать журнал на ipad, планшет, телефон:
 

Центр притяжения

Соглаcно иccледованиям ученых, на рабочем меcте каждый из нас в среднем проводит 37% времени. От  уровня комфорта в офисном пространстве во многом зависит эффективность труда,  и важную роль в этом комфорте играет, как ни странно, именно кухня.

В любом офисе кухня – это пространство коммуникации, формирующее в коллективе определенный микроклимат. Сюда приходят не только поесть, но и отдохнуть, пообщаться с коллегами, да и просто сменить обстановку. И если дома кухне уделяется очень большое внимание, то на рабочем месте это, как правило, история второстепенная.

Особенно для работодателей. Часто пространство кухни сокращают до необходимого минимума, иногда его просто недостаточно. Мы часто сталкиваемся с такой ситуацией при проектировании различных пространств для бизнеса, когда кухни проектируются по остаточному признаку: осталось немного места после того, как рассадили всех сотрудников, – давайте оборудуем кухню здесь.

Имея за плечами большой опыт проектирования рабочих пространств, могу сказать, что офисы, как и многое другое в нашей стране, делятся на два вида: пророссийские и прозападные. Особенностью пророссийских офисов является иерархическая вертикальная структура компании. И если у начальника, находящегося на вершине пирамиды, комфорта обычно более чем достаточно, то для рядового сотрудника его может не остаться вовсе. То же и про кухни: если в VIP-зонах это помещение, где личный помощник будет готовить президенту компании кофе и разогревать еду из ресторана, то у рядовых сотрудников это может быть маленькое темное помещение с микроволновкой и столиком подальше от начальства. Почему то при проектировании все хотят задвинуть кухню подальше от посторонних взглядов, мотивируя это тем, что по офису будет витать запах еды и т. д. Бывают, правда, счастливые исключения и среди таких компаний: крупнейшие  корпорации, в которых царит «социализм», IT-сектор или просто компании, ориентирующиеся на западные образцы и осознающие ценность хорошей офисной среды как таковой. В госкорпорациях это советская столовая со всеми вытекающими последствиями в виде дотационных обедов, прилавков, кафельной плитки, граненых стаканов и розовых штор на окнах. Такое пространство работает как машина времени, перенося тебя в брежневскую эпоху. То есть система еще работает, но есть уже и пепси-кола, как во времена Олимпиады 1980 года.

Современная же западная демократическая тенденция заключается в выравнивании уровней комфорта между руководством и рядовым сотрудником и обеспечении равного доступа ко всем офисным благам: в основном бесплатному кофе и чаю. Для прозападных компаний кухня, как и любое другое помещение, рассматривается как одна из важнейших составляющих офисного пространства. Кухня может быть открытой, располагаться прямо посреди офиса и быть его парадной центральной частью.

Например, как в ньюйоркском офисе  компании Uber. То есть это часть офиса, которая имеет не только сугубо утилитарную функцию, но может быть наделена и рядом других функций: переговорной, зоной релаксации, местом неформального общения сотрудников. Кухня больше не темная каморка без раковины с чайником и микроволновкой, но светлое пространство посреди офиса. Конечно, все это требует от сотрудников несколько иного уровня бытовой культуры. Жарить пресловутую рыбу здесь вряд ли удастся: все же предполагается, что питается сотрудник в кафе или в местной столовой, а на кухне лишь пьет корпоративный кофе и ест бутерброды.

С появлением перекачивающих канализационных насосов кухня уже не привязана к стоякам санузлов, и ее можно организовать практически в любом месте офиса. Иногда мне кажется, что в скором времени офисы вообще будут проектироваться вокруг кухни-гостиной, подобно квартире или дому. На Западе, кстати, это уже происходит. Масса сотрудников работает удаленно и собирается вместе только для общения и решения командных задач, которые сложно решить через интернет.

Важный тренд в офисных кухнях, помимо их расположения, – создание большого количества зон для различных функций: столики для еды, низкие столики для кофе, барные стойки для общения. Кроме того, кухни стараются делать все больше из натуральных материалов, с большим количеством естественного света. То есть мы наблюдаем метаморфозу, когда недооцененное утилитарное пространство вдруг становится значимым и занимает уже не подчиненную, но весомую роль в структуре офиса.

16.09.2017
На близкую тему
Подбросить наверх