международный журнал о дизайне
Welcome to Design, welcome Home
/934/ 999 99 47
ГлавнаяНомер Здравствуйте, дачники, здравствуйте, дачницы…
Скачать журнал на ipad, планшет, телефон:
 

Здравствуйте, дачники, здравствуйте, дачницы…

2222ДАЧНАЯ ЖИЗНЬ – ЭТО ЦЕЛАЯ ФИЛОСОФИЯ. Здесь все очень просто и сложно одновременно, на природе можно то, чего нельзя себе позволить в городе, но, с другой стороны, существуют свои неписаные правила дачной жизни. «ДАЧНЫЙ ЭТИКЕТ», опубликованный в одном из дореволюционных «дачных» изданий, предписывал: «Деревенская или дачная жизнь может быть определена тремя словами: «простота», «гостеприимство» со стороны хозяев и «скромность» со стороны посетителей. Приезжающие провести лето в свое имение или в нанятую дачу, делают визиты первыми – сначала правительственным лицам, а затем соседям, с которыми желательно вести знакомство». Заглянем в семь уникальных дачных домиков, принадлежавших в разное время писателям, скульпторам и живописцам, общественным деятелям и ученым. weazДача В. Г. Перова (Тополевая аллея, 10) ДАЛЕКО НЕ ВСЕ ГЕНИИ имели собственные дачи, многим приходилось их снимать. Так, известный художник-передвижник Василий Григорьевич Перов снимал дачу в усадьбе Кузьминки, принадлежавшей князю С. М. Голицыну. Здание, в котором расположился Перов, находилось на Слободке, где до крестьянской реформы жили голицынские дворовые, и было местной больницей. Этот одноэтажный дом с деревянным мезонином и двумя выступающими по краям ризалитами – одна из немногих кузьминских построек, переживших Отечественную войну 1812 года. Она была выстроена в 1808-1809 годах, возможно, по проекту Д. И. Жилярди. Перов, скончавшийся здесь 29 мая 1882 года, видимо, был первым местным дачником. Позднее бывшую больницу стали целиком сдавать заезжим москвичам, и она получила название «Белая дача» – по цвету стен. Ныне «Белую дачу» в Кузьминках занимает Экспериментальный специальный научно-реставрационный производственный центр «Реставратор ХХI века». Ее специалистами по проекту архитектора В. И. Левченко в 1975-1976 годах был восстановлен мезонин, в котором жил В. Г. Перов. «Погодинская изба» (Погодинская ул., 12а) ЗНАМЕНИТАЯ «ПОГОДИНСКАЯ ИЗБА» – архитектурное воплощение взглядов на развитие исторического процесса крупного отечественного историка и литератора славянофила Михаила Петровича Погодина. Это почти игрушечный небольшой домик-теремок, построенный по проекту архитектора Н. В. Никитина в 1856 году в еще не успевшем тогда войти в моду псевдорусском стиле. Высокий сруб из добротных бревен с крыльцом на столбах и со светелкой второго этажа в мезонине украшен узорной пропильной резьбой, выполненной, предположительно, по рисункам художника князя Г. Г. Гагарина. «Погодинская изба» выглядит как материализовавшаяся иллюстрация к русской народной сказке, а ее хозяин в народном сознании по сей день воспринимается как былинный богатырь, проведший всю жизнь, лежа на печи. Ну не мог здесь жить обычный человек! Действительно, не мог. «Изба» – это всего лишь один из флигелей огромной погодинской усадьбы, занимавшей территорию аж трех современных владений. Избушка выполняла роль гостевого дома. Только для представительских функций и годилась идеальная погодинская Россия, а вот нормально жить в ней даже у матерого славянофила не получилось. Никто, кроме мышки-норушки, лягушки-квакушки и тому подобных персонажей, в теремке жить не может. Разве что ООО «Спецстроймонолит-1» – строительная компания, которая до последнего времени располагалась в «Погодинской избе». wqaОсобняк Носовых (Электрозаводская ул., 12) ОДИН ИЗ МОСКОВСКИХ СУКОННЫХ КОРОЛЕЙ, владелец «Промышленно-торгового товарищества мануфактур братьев Носовых», меценат и благотворитель, много жертвовавший на Преображенскую старообрядческую общину, Василий Дмитриевич Носов в 1903 году выстроил себе новый особняк на участке, примыкающем к собственной фабрике. Автор проекта здания, гениальный архитектор Л. Н. Кекушев, обратился к стилистике франко-бельгийского раннего модерна. Получился не традиционный купеческий дом, а коттедж-шале – архитектор расположил комнаты в два с половиной этажа вокруг центральной части и окружил их с трех сторон террасами (по легенде, Носов увидел прототип здания в американском журнале, что и стало отправной точкой при разработке кекушевского проекта). Внук хозяина дома Ю. А. Бахрушин вспоминал: «Вместе с тем здание возводилось не из кирпича, а из дерева – это, по мнению деда, и ускоряло стройку, с которой он спешил, и имело свои преимущества для житья: более здоровый воздух в помещениях, сохранение тепла и так далее…» Внутри дом был разделен на две половины – мужскую и женскую, так как старообрядцы Носовы держались за традиционный уклад жизни. Дом В. М. Васнецова (пер. Васнецова, 13) ХУДОЖНИКУ Виктору Михайловичу Васнецову удалось воссоздать идеальное русское жилище, еще более сказочное, чем «Погодинская изба». Дом семьи Васнецовых, построенный в 1893-1894 годах по его рисункам архитектором В. Н. Башкировым, – один из первых примеров неорусского стиля в Москве. Его прототипом стала не изба, а древнерусские княжеские хоромы, созданные васнецовской фантазией. При этом художник не побрезговал достижениями прогресса, поэтому дом получился более просторным, чем должны быть реальные хоромы. Предусмотрел Васнецов и нормальных размеров окна и канализационную систему. Васнецовские хоромы целиком выполнены из дерева: белые оштукатуренные стены контрастируют с возвышающимся над ними деревянным теремом. Однако в рамках единого стиля, ориентирующегося на средневековую русскую архитектуру, интерьеры дома эклектичны, так как художник пытался совместить несовместимое: к примеру, «боярскую» гостиную и «крестьянскую» столовую. Анфилада комнат перво- го этажа соединяет их с жилыми комнатами жены, дочери и сыновей. Мебель выполнена по древнерусским образцам в абрамцевских и строгановских столярно-резчицких мастерских, а также по рисункам Васнецова его братом Аркадием в Вятке. В просторных комнатах – печи, украшенные майоликой, старинные иконы и картины на стенах. На втором этаже – мастерская художника. Интерьеры этого удивительного дома открыты для осмотра – в здании находится музей В. М. Васнецова. 777Дача Е. В. Вучетича (Тимирязевская ул., 33) ОДИН ИЗ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ советских скульпторов Евгений Викторович Вучетич, наиболее последовательно выразивший официальную линию развития монументальной советской скульптуры середины XX века, жил и творил на даче в поселке научных работников «Соломенная сторожка». Редким примером сохранившейся деревянной советской усадьбы стало это здание, построенное архитектором К. К. Гиппиусом в 1927-1928 годах. Абсолютно традиционная неоклассицистическая русская усадьба с портиком и балконами – жилище привилегированного совпома, советского помещика, – кажется совершенно неожиданной для года 10-летия Октября, когда началось ее строительство. Совпомы менялись, пока владельцем этого псевдодворянского гнезда не стал Е. В. Вучетич. Благодаря тому что здесь была устроена его мастерская, усадебный парк – по сути сад – традиционно содержит необходимую для антуража парковую скульптуру, но сильно гипертрофированную и по количеству, и по размерам. Так, известный памятник «Родина-мать зовет!», который Е. В. Вучетич сделал для Мамаевого кургана в Волгограде, можно лицезреть сразу в двух ипостасях – в виде небольшой по сравнению с оригиналом статуи высотой около 5 метров и в виде ее фрагмента в натуральную величину – пугающей огромной головы, выставленной напротив балкона, на который выходил ее создатель. Крона дерева, в которой теряется голова «Родины», придает ей сходство с античной горгоной Медузой. Есть и Ленин. Поскольку его голова повернута затылком к зданию префектуры, в котором при историческом материализме располагался райком, с тем чтобы не вызывать неприятных ассоциаций у трудящихся, она была закрыта деревянными щитами. На сегодняшний день осмотреть дачу можно лишь с дороги или взобравшись на дерево, растущее у ограды. На территории бывшей усадьбы идет активное строительство, а огромная голова закрыта лесами Дача К. И. Чуковского в Переделкине (ул. Серафимовича, 3) ПЕРЕДЕЛКИНСКАЯ ДАЧА одного из детских классиков К. И. Чуковского – скромный двухэтажный немецкий коттедж. Дом деревянный, пятикомнатный. На первом этаже столовая и комната дочери писателя Л. К. Чуковской, благодаря которой впоследствии была сохранена мемориальная обстановка, ставшая основой музея (Литфонд пытался ликвидировать созданный ею музей). На втором этаже кабинет Чуковского и кабинет-библиотека. Еще одна комната нижнего этажа, много раз менявшая свое назначение, чаще всего использовалась как гостевая. На территории дачи находятся надворные постройки: белый маленький домик, бывший гараж, дровяной сарай, деревянный летний домик, где летом жила Л. К. Чуковская. На этой даче Чуковский прожил с февраля 1938 по 5 октября 1969 года. Здесь им написаны многие стихи для детей и книги для взрослых, на даче писатель работал над переводами, устраивал знаменитые «костры» для переделкинских детей. В гостях у него часто бывали, а иногда и подолгу гостили: А. Т. Твардовский, С. Я. Маршак, Б. Л. Пастернак, А. А. Ахматова, А. И. Солженицын, А. Л. Барто, Л. А. Кассиль, А. И. Райкин, А. Д.Сахаров и многие другие. Вслед за ними мы тоже можем прийти в гости к К. И. Чуковскому.

28.03.2011
На близкую тему
Подбросить наверх